Право выкупа арендованного имущества

Интересуют налоговые последствия по НДС в рамках указанной сделки.
Заключили договор аренды с Казахским товариществом. Из документов имеется Договора от 2016 года и акт приемки передачи оборудования тоже 2016 года. Согласно договор был самовывоз этого оборудования. Все это время объект не являлся объектом   налогообложения НДС и ставка была без НДС.
Каким образом необходимо оформить документы когда выяснилось что клиент хочет выкупить оборудование.
Как лучше поступить: Закрыть договор аренды и заключить новый договор поставки оборудования? Но если будет новый договор поставки оборудования, то нет товаросопроводительных документов. Как тогда быть?

Ответ специалиста:
В соответствии со ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.
Исходя из указанного стороны вправе оформить дополнительное соглашение к договору аренды о сроке и порядке выкупа оборудования.
В этом случае не требуется оформлять отдельный договор поставки оборудования.

Налогообложение сделок со странами ЕАЭС происходит в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС)).

Данными документами не урегулировано налогообложение договора аренды с дополнительным соглашением о выкупе, поэтому, по нашему мнению, существует риск, что контролирующие органы переквалифицируют эту сделку в договор лизинга. А в рамках договора лизинга платежи облагаются по ставке 0% НДС, которую необходимо было подтверждать. И в Вашем случае возможен риск доначисления неподтвержденного НДС по ставке 18%.

Поэтому рекомендуем расторгнуть договор аренды и заключить договор купли-продажи с условием о самовывозе.

В письме от 15.03.2017 N 03-07-13/1/14652 Минфин России указал, что при самовывозе документами, подтверждающими убытие товара из России, могут быть копии товарно-транспортных накладных, полученных от покупателей товаров.

Товарно-транспортные накладные оформляются при заключении договора перевозки груза. Следовательно, эти документы будут у покупателя, только если он вывозит товар не своими силами, а с привлечением транспортных организаций. Отметим, что при осуществлении международных автомобильных грузоперевозок подтверждением заключения договора перевозки является международная транспортная накладная CMR, которая содержит сведения, установленные положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в г. Женеве 19 мая 1956 г.

Покупатель не заключает договора перевозки?

Ответ на этот вопрос содержится в письмах Минфина России от 19.07.2012 N 03-07-13/01-42, от 18.05.2011 N 03-07-13/01-17. В них финансисты пояснили, что, поскольку транспортные документы в случае вывоза товаров транспортом покупателя отсутствуют, продавец для подтверждения нулевой ставки НДС может представить товарную накладную по форме ТОРГ-12.

И таким образом, Вы сможете подтвердить ставку 0% НДС. Документы будут следующие:

  • Договор (контракт) на поставку товара;
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов Казахстана об уплате (освобождении от уплаты) НДС при ввозе (Письмо Минфина от 07.09.2016 N 03-07-13/1/52383).
  • ТОРГ-12
Данная статья может вас заинтересовать:   Лимит остатка наличных денег в кассе ИП