Учет импорта товаров

Добрый день!
Получили груз из таможни. Это в первый раз. Какие документы я, как бухгалтер, должна потребовать от менеджера? Какие должны прийти с машиной, которая везла товар от границы, от Таможни? И как оприходовать?
Спасибо большое.

В бухгалтерском учете имущество, ввезенное на территорию России для перепродажи (товары) или для собственных нужд (МПЗ, основные средства), принимается к учету по стоимости приобретения. Она складывается, в частности (п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01):

  1. из цены по внешнеторговому контракту;
  2. таможенной пошлины и таможенного сбора.

Стоимость товаров, купленных у иностранного поставщика, обычно выражена в иностранной валюте, поэтому у вас могут возникать курсовые разницы.
Импортное имущество принимается к учету на дату перехода к вашей организации права собственности на него.
Если вы самостоятельно декларируете товар, то проводки будут такие:

  • Д 76-таможенные платежи — К 51 — Уплачены ввозная таможенная пошлина и таможенный сбор
  • Д 19 — К 51 — Уплачен «импортный» НДС
  • Д 08 (10, 41) — К 60 — Имущество принято к учету по цене внешнеторгового контракта
  • Д 08 (10, 41) — К 76-таможенные платежи — Таможенная пошлина и таможенный сбор включены в стоимость имущества
  • Д 68 — К 19 — Принят к вычету «импортный» НДС

Точный перечень документов зависит от индивидуальной ситуации: типа предпринимательской деятельности, вида груза.

Если Вы плательщик НДС, то для применения вычета Вам нужны подтверждающие документы:

  • — распечатка (копия) электронной декларации на товары, полученная по запросу в таможенном органе. Если товар оформлял посредник (агент, комиссионер), действующий от своего имени, или таможенный представитель, то он запрашивает на таможне распечатку декларации на товары и передает ее вам
  • — платежные поручения на уплату НДС;
  • — подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов, выданное таможенным органом по запросу. Если налог уплачивал посредник (таможенный представитель), то именно он обращается с запросом в таможенный орган и передает вам подтверждение (ч. 4 ст. 117 Закона N 311-ФЗ, Письмо ФТС от 22.12.2011 N 01-11/63312).

Основной пакет документов поможет примерно понять, какие бумаги вам нужно подготовить:

Контракт

В самом договоре указываются следующие данные:

  • * предмет договора;
  • * цена груза,
  • * общая сумма договора;
  • * условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010,
  • * сроки поставки;
  • * число единиц груза, его качественные характеристики;
  • * сдача-приёмка груза;
  • * сведения об упаковочных и маркировочных действиях с грузом;
  • * ответственность импортёра и контрагента;
  • * ситуации, которые можно отнести к понятию форс-мажор;
  • * действия при возникших конфликтах между сторонами;
  • * сроки, в которые договор остаётся действительным;
  • * юридические, банковские реквизиты импортёра, контрагента.
Данная статья может вас заинтересовать:   Камеральная проверка ИП

Паспорт сделки
Паспорт сделки представляет собой бумагу, получаемую в обслуживаемом банковском учреждении на каждый факт импорта. В паспорте сделки нужно указать основную информацию об участниках внешнеторговой операции, банках и контракте. Реквизиты российской стороны:

  1. наименование,
  2. дата госрегистрации предприятия,
  3. ИНН, ОГРН, КПП,
  4. расчётный счёт банка, через который будет оплачен контракт;
    Реквизиты зарубежной стороны (аналогичные сведения);
    Реквизиты обслуживающего банковского учреждения — банка, в котором открывается паспорт сделки;
    Информация о договоре: дата, номер, сумма и валюта, дата окончания выполнения обязательств сторон по контракту и особые условия договора.

Инвойс

Представляет собой платёжный документ, в котором есть все сведения о совершаемой сделке и идентификационные признаки, предъявляемые ко всем финансовым документам. Оформляется на бланке изготовителя груза. Должен иметь печати и подписи обеих сторон.

Коносамент

Требуется при осуществлении транспортировки морским путём. Удостоверяет принятие груза к транспортировке. Является также свидетельством о заключении контракта о морской транспортировке и соответствующих обязательствах перевозчика (доставка груза в порт назначения и его выдача законному держателю коносамента).

Сертификат происхождения груза

Сертификаты происхождения груза подтверждают государство, в котором изготовлен товар. Бывают трёх видов. Сертификат происхождения — не обязательная бумага при таможенном оформлении. Однако она даёт право воспользоваться таможенными льготами при ввозе определённых товаров, на которые эта льгота распространяется.

Железнодорожная накладная

Документ, являющийся основным при грузоперевозках на Ж/Д транспорте. По нему определяются отношения между обеими сторонами договора и перевозчиком. Она должна находиться с перевозчиком на всём протяжении транспортировки груза. После получения товара накладная передаётся второй стороне контракта.

 

Событийные документы

Вышеуказанный перечень документов далеко не окончательный. Для осуществления импорта вам также могут потребоваться следующие документы:

  1. уставные документы предприятия — импортёра товара;
  2. платёжные бумаги, подтверждающие уплату таможенных платежей;
  3. автомобильная, авианакладная и другие накладные. Тип накладной зависит от того, какой вид транспортировки груза выбран;
  4. страховочная документация;
  5. счёт за осуществление транспортировки;
  6. таможенная декларация государства, откуда транспортируется товар;
  7. договоры с другими лицами, если они принимают участие в сделке;
  8. счета за услуги брокера,
  9. комиссионные, если они имели место быть при совершении сделки с грузом;
  10. квитанции со склада временного хранения товаров;
  11. информация о стоимости товаров производителя (возможно калькуляция себестоимости единицы продукции);
  12. лицензии, авторские соглашения;
  13. упаковочный лист, в котором содержится информация о характеристиках груза.
    Это примерный перечень документов, которые вам потребуется приготовить для осуществления импорта. При специфическом грузе могут потребоваться дополнительные документы: буклеты, образцы и так далее.