Последствия сделок между аффилированными лицами

Последствия при заключении сделок между аффилированными лицами?

Аффилированность — это отношения связанности лиц между собой (ст. 53.2 ГК РФ).
Аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
При этом данные отношения связанности должны быть юридически оформлены с точки зрения законодательства, так как это следует из критериев отнесения лиц к аффилированным (ст. 4 Закона РСФСР о конкуренции).
Аффилированные лица включают в себя не только лиц, входящих группу лиц, о чем прямо предусмотрено в ст. 4 Закона РСФСР о конкуренции, но также бенефициарных владельцев и контролирующих лиц, поскольку они соответствуют критериям, на основании которых определяются аффилированные лица.
Интересно, что судебная практика при установлении связанности лиц не имеет единой позиции в части возможности признавать лиц связанными в отсутствие юридически оформленных отношений, так, например:

  • * в делах по оспариванию сделок с заинтересованностью (до 01.01.2017) суды не признавали физических лиц аффилированными в отсутствие родственных отношений (Определение ВАС РФ от 24.03.2009 N ВАС-2808/09 по делу N А76-1355/2008-5-156, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу N А75-7315/2009);
  • * в делах по оспариванию сделок в рамках банкротства суды допускают аффилированность на основании фактических отношений лиц (Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2016 N 308-ЭС16-1475 по делу N А53-885/2014, Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 49-ПЭК16 по делу N А63-4164/2014, Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2015 N 308-ЭС15-1607 по делу N А63-4164/2014).

Позиции ИФНС по сделкам между аффилированными компаниями не содержится в СПС К+, однако есть позиции по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Порядок налогового контроля цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не отвечают критериям контролируемых, Минфин пояснил в Письме от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 (далее — Письмо N 03-01-18/8-145).
В нем финансисты высказали несколько тезисов.

  1. В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок.
    При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, они сочли возможным применять методы, установленные гл. 14.3 НК РФ.
    Словом, финансисты полагают, что проверка цены по указанной сделке на соответствие рыночному уровню может быть проведена в рамках обычных камеральной и выездной налоговых проверок, целью которых как раз и является проверка правильности исчисления налоговой базы.
  2. В отношении сделок, в которых налогоплательщики искусственно создают условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, необходимо устанавливать фактическую взаимозависимость лиц, в том числе в соответствии с п. 5 ст. 105.1 НК РФ или признавать сделку контролируемой на основании положений п. 10 ст. 105.14 НК РФ.
    Со своей стороны добавим: устанавливать должны территориальные налоговики, а признавать — суд по заявлению налоговиков при наличии достаточных оснований для признания сделки контролируемой.
Данная статья может вас заинтересовать:   Совмещение УСН и ОСНО

Специалисты ФНС пошли еще дальше (Письмо от 16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@). Они прямо указали, что положения Налогового кодекса лишь разграничивают полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов в РФ:

  1. — проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ осуществляется непосредственно ЦА ФНС;
  2. — проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.