Расчет сумм выплаченных иностранным организациям

Добрый день, прошу Вас дать консультацию по следующему вопросу.
Организация импортирует сырье для собственного производства из Турции у Турецкой компании А.
Транспортировку по маршруту: Стамбул, Турция — Моск.обл.,Россия осуществляет турецкая Компания Б.

Вопрос:
1. Должна ли Организация предоставлять в ИФНС «Расчет о суммах, выплаченных иностранным организациям»?
Если да, то включать информацию по обеим турецким компаниям (А и Б)?
2. Документ о налоговом резидентстве компании Б датирован ноябрем 2017, а перечисления за транспортные услуги начались раньше. Предусмотрены ли штрафные санкции за не удержание налога на прибыль при перечислении денежных средств компании Б за период до предоставления документа о налоговом резидентстве?
3. Нужно ли в 2018 году запрашивать повторно документ о налоговом резиденстве у Компании Б?
4.Являются ли достаточными документами для подтверждения фактического права на получение дохода Компанией Б следующие документы: Контракт на оказание услуг по перевозке; Заявка на перевозку с указанием наименования и количества груза, маршрута следования, марки и гос.номера трансп. средства; счет-фактура; таможенная декларация, в которой указано это же транспортное средство?

  1. Да, организация должна представлять расчет по обеим турецким компаниям.
  2. В п. 1 ст. 312 НК РФ, в частности, указано, что при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту подтверждение постоянного местонахождения в государстве, с которым РФ имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения. С 01.01.2017 иностранная организация также должна представить налоговому агенту для применения положений международных договоров РФ подтверждение, что она имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. С этой даты указанное подтверждение представляется даже без запроса налогового агента.
    Предоставление подтверждения резидентства, а с 01.01.2017 и подтверждения фактического права получения дохода, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, является основанием для освобождения этого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам (п. 1 ст. 312 НК РФ). Налоговый агент несет ответственность за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению (ст. 123 НК РФ). По данному вопросу есть две точки зрения. Есть Постановления Президиума ВАС РФ, а также иные судебные акты, согласно которым в рассматриваемом случае налогового агента нельзя привлечь к ответственности по ст. 123 НК РФ. В то же время имеются судебные акты с противоположным выводом.
  3. По мнению ФНС России, подтвердить выдачу документа о статусе налогоплательщика в качестве резидента иностранного государства можно, представив российскому налоговому агенту распечатку с сайта компетентного органа соответствующего государства. При этом, если документ, подтверждающий налоговый статус иностранной организации, на бумажном носителе в РФ не представляется, необходимость в легализации или апостилировании такой распечатки отсутствует (Письмо ФНС России от 18.09.2013 N ОА-4-13/16815@).
    По рассматриваемому вопросу есть две точки зрения.
    Согласно позиции Минфина России п. 1 ст. 312 НК РФ не ограничивает период действия подтверждения постоянного места нахождения иностранной организации и не обязывает ее представлять такое подтверждение в каждом налоговом периоде. Есть судебные акты с подобными выводами.
    В то же время имеется судебный акт, согласно которому резидентство необходимо подтверждать ежегодно.
  4. Документальное подтверждение:
    Представители Минфина России в Письме от 21.11.2017 N 03-08-05/76939 рекомендовали налоговым агентам принимать во внимание следующие документы (информацию).
    1. Подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и использования полученными дивидендами, в частности:
    — документы, подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения), ограничивающих права получателя дохода при использовании полученных доходов в целях извлечения выгоды от альтернативного использования;
    — документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения).
    2. Подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения).
    3. Подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности.
Данная статья может вас заинтересовать:   Лимит остатка наличных денег в кассе ИП

Расчет о суммах выплаченных иностранным организациям

Как уже говорилось, в некоторых случаях налоговый агент вправе не удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации. В частности, это возможно при одновременном соблюдении трех условий (пп. 4 п. 2 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ):

  • 1) между РФ и соответствующим иностранным государством заключено действующее международное соглашение, освобождающее доходы иностранной организации от налогообложения в РФ;
  • 2) налоговый агент располагает документом, подтверждающим постоянное местонахождение своего контрагента в соответствующем иностранном государстве;
  • 3) представление иностранной организацией подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.
    На практике налоговые агенты в качестве подтверждения постоянного местонахождения нередко получают от иностранного контрагента свидетельства о государственной регистрации (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и другие аналогичные документы.

Контролирующие органы не признают указанные документы в качестве подтверждающих резидентство иностранной организации для целей ст. 312 НК РФ. Поэтому в таких случаях налоговые агенты не вправе применять льготные положения международного соглашения (см., например, Письма Минфина России от 11.08.2011 N 03-03-06/3/6, от 25.06.2010 N 03-03-06/1/431).
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.12.2010 N 9999/10 также пришел к выводу, что упомянутые документы не являются подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации. Судьи отметили, что для применения положений международного договора необходимо, чтобы подтверждение было выдано компетентным органом иностранного государства. В свою очередь, согласно международным соглашениям РФ об избежании двойного налогообложения к числу таких компетентных органов относятся руководители финансовых или налоговых ведомств иностранных государств. Поэтому свидетельства о регистрации, выписки из реестров и прочие документы, выданные иными государственными органами, не подтверждают постоянного местонахождения организации.

По мнению ФНС России, подтвердить выдачу документа о статусе налогоплательщика в качестве резидента иностранного государства можно, представив российскому налоговому агенту распечатку с сайта компетентного органа соответствующего государства. При этом, если документ, подтверждающий налоговый статус иностранной организации, на бумажном носителе в РФ не представляется, необходимость в легализации или апостилировании такой распечатки отсутствует (Письмо ФНС России от 18.09.2013 N ОА-4-13/16815@).

Важно учитывать, что указанной позиции Президиума ВАС РФ должны придерживаться все арбитражные суды при рассмотрении подобных споров (Постановление от 28.12.2010 N 9999/10).
Отметим, что до выхода в свет Постановления Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10 судьи придерживались иной точки зрения. Они отмечали, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретной формы подтверждения местонахождения и не содержит перечня органов, которые вправе такое подтверждение выдавать. На этом основании судьи приходили к выводу, что выдача указанных документов регулируется национальным законодательством соответствующих государств. Поэтому в качестве таких подтверждений принимались свидетельства о регистрации, выписки из торговых реестров и иные подобные документы, выданные различными уполномоченными органами (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 05.03.2009 N КА-А40/13393-08, от 16.08.2007, 23.08.2007 N КА-А40/7304-07, ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2007 N А56-3000/2007).
Однако подчеркнем, что в настоящее время организациям нужно руководствоваться разъяснениями контролирующих органов. А значит, применять льготные положения международных соглашений РФ следует только при наличии подтверждения местонахождения контрагента, которое выдано компетентным органом соответствующего государства. Ведь с учетом приведенной позиции Президиума ВАС РФ доказать правомерность иного подхода в судебном порядке будет затруднительно.