Приобретение услуг у иностранной организации

Российская компания продает в России китайские товары, а также планирует начать продавать в Китае российские товары. Она хочет заказать либо китайской континентальной, либо гонконгской компании исследование китайского рынка как в части потенциальных китайских поставщиков товаров в Россию, так и в части перспектив продажи в Китае российских товаров.
Как влияет на российское налогообложение уплата вознаграждения исполнителю этого исследования?

Российская организация будет выступать налоговым агентом по НДС.
Оказание услуг облагается НДС, только если местом их реализации признается территория РФ. Место реализации услуг (работ) для целей НДС определяется по ст. 148 НК РФ
При приобретении услуг, местом реализации которых является РФ, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, вы становитесь налоговым агентом.

Пример
Виды услуг (работ) – Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские
Место реализации – Место регистрации заказчика (арендатора) (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, Письмо Минфина от 11.08.2015 N 03-07-13/1/46116)
Иностранная компания, не состоящая на налоговом учете в РФ, оказывает юридические, консультационные и бухгалтерские услуги российской организации. Такие услуги облагаются НДС (Письмо Минфина от 08.06.2015 N 03-07-08/32978)
Место оказания услуг подтверждается договором и актом (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Налог на прибыль

Гонконг:
В соответствии со ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18.01.2016 об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы в рассматриваемой ситуации российское предприятие может не удерживать с контрагента налог на прибыль при условии, что у него будет заверенная копия, подтверждающая регистрацию в Гонконге.
Китай:
В соответствии со ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» прибыль предприятия Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеупомянутым образом, то прибыль этого предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Таким образом, российская организация не является налоговым агентом по налогу на прибыль, при условии, что иностранные компании подтвердят резидентство в Гонконге или Китае.

Обоснование заключения о налогообложение услуг

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации консультационных услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги приобретены через это постоянное представительство).

Данная статья может вас заинтересовать:   Документы для оформления обособленного подразделения

Таким образом, местом реализации консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговом органе Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и, соответственно, в отношении таких услуг налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим услуги у иностранного лица, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
В отношении учета расходов на консультационные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктами 14 и 15 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.
Таким образом, если произведенные организацией расходы на консультационные и иные аналогичные услуги соответствуют критериям статьи 252 Кодекса, то такие документально подтвержденные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном Кодексом, независимо от наличия или отсутствия доходов от реализации в соответствующем (отчетном) налоговом периоде.

При этом стоимость консультационных и иных аналогичных услуг определяется исходя из условий договора, расчетных и иных документов, составленных участниками сделки. Налоговые органы имеют право оценки стоимости услуг в соответствии с нормами Кодекса.