Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Наша компания находится в камеральной проверке декларации по УСН за 2016 год. Срок проведения 3 месяца по НК РФ, декларация представлена 07.03.2017 г., 21.06.2017 г.были представлены пояснения на требование от 08.06.2017 г, Потом инспектор сделала «паузу» и прислала извещение для рассмотрения материалов налоговой проверки на 29.11.2017 г.,которых не состоялось (инспектор в отпуске). Акт налоговой проверки вручила лично 18.12.2017 г. (сославшись на то, что он был отправлен по почте России, хотя до этого всё отправляла по ТКС).25.01.2018 было вынесено решение о проведении доп.мероприятий, срок 26.02.18 г. ( в течении месяца провели допрос и все). 27.02. назначено рассмотрение материалов и вручено требование со списком документов. Сроки якобы сдвигают опять. Правомерны ли такие действия?

 

Нет, не правомерны. Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности для какого-либо изменения трехмесячного срока камеральной проверки (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Предельный срок проведения камеральной проверки в общем случае составляет три месяца со дня подачи в налоговый орган декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Продление трехмесячного срока камеральной проверки Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Также не предусмотрена законодательством и возможность приостановления камеральной проверки (ст. 88 НК РФ).
Поэтому все действия по проверке (истребование пояснений, документов и т.п.) налоговый инспектор вправе совершать только в пределах срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ. На это указывает и большинство судов, включая ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09).
При этом нарушение срока камеральной проверки не является безусловным основанием для отмены решения, которое принято по ее итогам (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Имейте в виду, что оформление акта камеральной проверки, а также вынесение решения по итогам проверки осуществляются уже после ее окончания, т.е. за рамками трехмесячного срока (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ). Отметим, что акт камеральной проверки и решение по ней оформляются лишь в том случае, если налоговый орган выявил какое-либо нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 88 НК РФ).

К сожалению, нарушение налоговым органом этого правила еще не означает, что решение, которое будет принято по итогам камеральной проверки, можно будет отменить только на том основании, что налоговики неправомерно продлили проверку. Ведь нарушение срока камеральной проверки не является безусловным основанием для отмены решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Как мы установили, налоговый орган должен завершить камеральную проверку в течение трех месяцев со дня, когда вы представили декларацию (расчет) (п. 2 ст. 88 НК РФ). Этот срок не может быть приостановлен или продлен.
В то же время налоговики на практике часто затягивают камеральную проверку деклараций (расчетов). В связи с этим рассмотрим, на что влияет срок камеральной проверки и как вам следует поступить, если проверка длится больше 3 месяцев.
К сожалению, отменить решение, вынесенное по итогам камеральной проверки, только на том основании, что проверка проводилась дольше установленного срока, в большинстве случаев не удается. Если по существу решение верно, а ваша единственная претензия заключается в том, что налоговики проверяли вас дольше положенного, то оснований для отмены решения суд, скорее всего, не найдет.
Дело в том, что безусловным основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, может быть нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. При этом к таким существенным условиям относится только обеспечение возможности налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Данная статья может вас заинтересовать:   Генеральный директор иностранец

В то же время существенное нарушение срока (год и более) камеральной проверки судьи иногда признают одним из оснований для отмены решения налогового органа. Такая возможность предоставлена им абз. 1 п. 14 ст. 101 НК РФ. Примерами могут служить Постановления Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09, ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2875-10, от 17.12.2009 N КА-А40/12834-09, от 17.11.2009 N КА-А40/12208-09, Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 N 09АП-8147/2009-АК (оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 16.09.2009 N КА-А40/8989-09). Отметим, что в аналогичной ситуации суды могут отменить решение налогового органа даже в тех случаях, когда нарушение срока камеральной проверки не превысило одного года (Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 N А40-85281/11-20-359, от 05.07.2010 N КА-А40/6657-10, от 30.04.2010 N КА-А40/3421-10-2).
Однако необходимо учитывать, что отмена решения в приведенных судебных решениях связана не столько с нарушением срока проверки, сколько с другими, более серьезными нарушениями (например, налогоплательщик не извещен о рассмотрении материалов проверки) либо с тем, что налоговикам не удалось доказать вину налогоплательщика.

По общему правилу налоговые органы при камеральной проверке не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы (сведения). Данный запрет закреплен в п. 7 ст. 88 НК РФ. Вместе с тем Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд случаев, в которых налоговые органы могут истребовать документы (сведения). Порядок истребования документов установлен в ст. 93 НК РФ.
Кроме того, если в ходе камеральной проверки налоговый орган обнаружил какие-либо нарушения, он вправе истребовать документы и информацию о вашей деятельности у ваших контрагентов или иных лиц, которые ими обладают (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
Обращаем ваше внимание на то, что налоговики не вправе приостановить срок камеральной проверки на время ожидания затребованных у вас или у ваших партнеров документов.
Не могут они и продлить его в случаях, если вы (ваши контрагенты) не успеваете представить документы или налоговики не успевают их изучить до истечения установленного срока. Камеральная проверка в любом случае должна быть закончена в трехмесячный срок со дня подачи отчетности.

Инспекции разрешено запрашивать документы также в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75), проводимых на основании п. 6 ст. 101 НК РФ после завершения камеральной проверки.
Каких-либо других возможностей истребовать документы у налогоплательщика, кроме как при проведении налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля, закон не предусматривает. Поэтому сделать это инспекция может только в течение сроков их проведения, установленных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 101 НК РФ (абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Документы, истребованные за пределами сроков камеральной проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля, недопустимо использовать при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ) <1>. Если же они положены в основу решения по итогам проверки, то данное решение можно обжаловать.

Образец о возражении по акту налоговой проверки