Бухгалтерский учет в гостинице

Юридическое лицо — гостиница — оказывает услуги физическим и юридическим лицам по временному проживанию, общественному питанию (рестораны, бары), включая реализацию алкогольной продукции, а также услуги СПА (косметологические и медицинские).

1. Какими первичными документами наиболее правильно подтверждать материальные расходы ресторанов и СПА — калькуляция (технологическая+калькуляцинная карты) или накладная/акт на списание материалов/продуктов по факту, по итогам инвантаризации?
2. Каков порядок отражения в налоговом и бухгалтерском учете расходов ресторана для собственных нужд (например, в случае проведения приема представителей других организаций, деловой ужин за счет гостиницы)?

  1. Начиная с 2013 года организации не обязаны применять унифицированные формы первичных документов.
    По нашему мнению, наиболее корректным будет оформление акта на списание материалов при каждом списании материалов (товаров), так как калькуляционная карта используется для определения себестоимости продукции и не подтверждает факт списания товаров.
    Отпуск материалов со склада в производство оформляют требованием-накладной М-11 или лимитно-заборной картой М-8 (п. п. 90, 100 Методических указаний по учету МПЗ, Письмо Минфина от 16.02.2016 N 03-03-06/1/8312).
    Организация может самостоятельно разработать первичные документы на списание материалов (продуктов) важно, чтобы самостоятельно разработанный первчный документ содержал все обязательные реквизиты предусмотренные ст. 9 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Представительские расходы будут отражаться в учете в общем порядке.
    Как следует из писем Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675 и от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:
    — приказ руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
    — смета представительских расходов;
    — первичные документы по оплате услуг сторонних организаций;
    — отчет о представительских расходах по проведенным мероприятиям.

В более поздних разъяснениях финансисты отметили, что раз в отношении представительских расходов главой 25 НК РФ не предусмотрено конкретного перечня и форм первичных документов, подтверждающих такие расходы, для этих целей подойдут любые первичные документы, свидетельствующие об их обоснованности и производственном характере (письма Минфина России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852, от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288).
Порядок формирования, структура представительских расходов, отчетность и планирование таких расходов прописываются в положении о представительских расходах
Для целей налога на прибыль представительские расходы учитываются в прочих расходах в пределах норматива — 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в котором проведено представительское мероприятие (п. 2 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина от 15.03.2017 N 03-03-06/1/14731). Таким образом, размер норматива в течение года увеличивается вместе с увеличением расходов на оплату труда. Поэтому затраты на проведение представительского мероприятия в январе, не учтенные в расходах по нормативу I квартала, можно включить в расходы в следующих отчетных периодах по налогу на прибыль этого же года или по его итогам.

Данная статья может вас заинтересовать:   Учет у Принципала: проводки

НДС по представительским расходам принимается к вычету только в пределах «прибыльного» норматива (п. 7 ст. 171 НК РФ). Счет-фактура по таким расходам регистрируется в книге покупок только в части сумм, принимаемых к вычету. Если «сверхнормативные» расходы предыдущего квартала уложатся в норматив в следующем квартале, то относящийся к ним НДС можно будет принять к вычету (Письмо Минфина от 06.11.2009 N 03-07-11/285). Для этого счет-фактуру по ним надо зарегистрировать в книге покупок за этот квартал в части дополнительно принятого к вычету НДС. НДС по представительским расходам, не уложившимся в «прибыльный» норматив по итогам года, к вычету не принимается и в налоговых расходах не учитывается.
Представительские расходы признаются на дату утверждения отчета о проведении представительского мероприятия (пп. 3, 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Проводки по учету представительских расходов

Д 26 (44) — К 60 (71)
Учтены представительские расходы
Д 19 — К 60
Отражен «входной» НДС по представительским расходам
Д 68 — К 19
«Входной» НДС по представительским расходам принят к вычету
Д 91 — К 19
Списан на расходы «входной» НДС по представительским расходам, не уложившимся в «прибыльный» норматив по итогам года

Налог на прибыль организаций

Для целей налогообложения прибыли затраты на организацию официального приема в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества включаются в состав представительских расходов (п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Напомним, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Для признания представительских расходов, помимо первичных учетных документов для организации официального приема (в том числе прилагаемых к авансовому отчету), следует оформить первичный документ, из содержания которого следует, что данные приобретения использованы организацией именно в представительских целях (Письма Минфина России от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288, ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852 «О документальном подтверждении представительских расходов»).

Конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями ст. 264 НК РФ не регламентируется. Эта точка зрения подтверждается и разъяснениями, приведенными в Письмах Минфина России от 21.10.2014 N 03-03-06/1/53004, от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176. Подробно вопрос об учете алкогольных напитков в составе представительских расходов освещен в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль и Практическом пособии по налогу на прибыль.
Представительские расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в сумме, не превышающей 4% от расходов организации на оплату труда за отчетный (налоговый) период (пп. 22 п. 1, абз. 1, 3 п. 2 ст. 264 НК РФ). В данном случае исходим из того, что это условие выполняется и расходы признаются в полном объеме.